ПАСПОРТ
учебного кабинета биологии
№____10____________
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА КАБИНЕТ:
Пахомова Н.А.
Учитель биологии и химии
Содержание.
- Характеристика кабинета.
- Опись имущества кабинета.
- Анализ работы за 2023/2024 учебный год.
- Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинете химии и биологии
- Характеристика кабинета
Учебный кабинет биологии и химии– учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится методическая, учебная и внеклассная работа с учащимися среднего и старшего звена.
Цель паспортизации учебного кабинета:
проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Ответственный за кабинет |
Пахомова Наталья Александровна |
Ф. И. О. учителей, работающих в кабинете |
Орешникова М.А., Радостева Н.А., Ципушников А.В. |
Класс, ответственный за кабинет |
6 А |
Площадь кабинета в м2 |
|
Число посадочных мест |
30 |
- Опись имущества кабинета.
Наименование |
Количество, шт |
Классная доска |
1 |
Светильники |
15 |
Стол учительский |
1 |
Стол демострационный |
1 |
Кресло учительское |
1 |
Школьная парта |
15 |
Стулья |
28 |
Шкаф для одежды и сменной обуви |
отсутствует |
Шкафы книжные |
1 |
Тумба для книг и оборудования |
1 |
Тумба «Точка роста» (напольная, настенные) |
1+2 |
Стенд «Классный уголок» |
1 |
Жалюзи по 3,5м |
4 |
Ноутбук (Точка роста) |
1 |
Принтер (Точка роста) |
1 |
Колонки SVEN |
2 |
Телевизор POLARLINE |
1 |
Вытяжной шкаф стационарный |
1 |
Вытяжка-фильтр (лаборантская) |
1 |
Лаборантская оснащена: |
|
Оборудованием для «Точки роста» естественно-научного цикла |
Комплект хим.реактивов, химической посуды, приборами для проведения опытов, оборудованием для биологических исследований, электрическими микроскопами (3 шт) |
- Анализ работы кабинета в 2023-2024 уч.году
В 2023/2024 учебном году кабинет и находящиеся в нём материалы использовались для работы с учащимися школы. Ежедневно в кабинете проводились уроки по утверждённому расписанию. Во внеурочное время в кабинете проходили: воспитательные мероприятия, классные часы, дополнительные занятия, встречи с родителями и родительские собрания.
Психологически и гигиенически комфортная среда в кабинете организована так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию учебной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по предметам и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.
На основании результатов учебной и внеурочной деятельности учащихся можно сделать вывод о том, что занятия в кабинете способствовали:
- формированию у учащихся общеучебных умений, навыков и знаний об окружающем мире;
- ознакомлению учащихся с применениями полученных знаний в учебном процессе на практике;
- совершенствованию методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса в школе.
График занятости кабинета: пн.- пт. с 7.30 до 17.00
- Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинете химии и биологии
1. Общие требования безопасности
1.1. К занятиям в кабинетах начальных классов допускаются учащиеся с 1 класса, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. При про ведении занятий учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха,
1.3. При про ведении занятий возможно воздействие на учащихся, следующих опасных и вредных факторов:
- нарушения осанки, искривления позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
- нарушения остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
- поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.
1.4. При проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности, знать запасные выходы и план эвакуации.
1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю), который сообщает об этом администрации учреждения.
1.6. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место.
1.7. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Освещенность в кабинете должна быть 300 – 500 лк (20 Вт/кв. м) при люминесцентных лампах.
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: между рядами столов – не менее 60см; между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50 – 70см; между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, – не менее 50см; от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, – не менее 70см, от задней стены, являющейся наружной, – 100см; от первой парты до учебной доски – не менее 240см; наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860см.
2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах.
2.5. Провести сквозное проветривание кабинета в зависимости то температуры наружного воздуха: при наружной температуре от +10ºС до +6ºС длительность проветривания кабинета в малые перемены 4 – 10 минут, в большие перемены и между сменами 20 – 30 минут; при наружной температуре от +5ºС до 0ºС длительность проветривания кабинета в малые перемены 3 – 7 минут, в большие перемены и между сменами 20 – 30 минут; при наружной температуре от 0ºС до –5ºС длительность проветривания кабинета в малые перемены 2 – 5 минут, в большие перемены и между сменами 15 – 20 минут; при наружной температуре от –5ºС до –10ºС длительность проветривания кабинета в малые перемены 1 – 3 минуты, в большие перемены и между сменами 5 – 10 минут; при наружной температуре ниже –10ºС длительность проветривания кабинета в малые перемены 1 – 1,5 минуты, в большие перемены и между сменами 3 – 5 минут.
2.6. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18-24⁰С.
3. Требования безопасности во время занятий
3.1. Рассаживание учащихся производить за рабочие столы, соответствующе их росту: мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) – рост 100-115 см, мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) – рост 115-130 см, мебель группы № 3 (желтая маркировка) – рост 130-145 см, мебель группы № 4 (красная маркировка) – рост 145-160 см, мебель группы №5(зеленая маркировка) – рост 160-175 см, мебель группы № б (голубая маркировка) – рост свыше 175 см.
3.2. Учитывать здоровьесберегающие факторы при рассаживании учащихся: учащимся с нарушением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами на первом ряду; учащимся с нарушением зрения отводятся места на ближние к классной доске парты; учащимся, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
3.3. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
3.4. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление.
3.5. Стекла окон в кабинете и светильники должны очищаться от пыли и грязи не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам запрещается.
3.6. При проветривании фрамуги обязательно фиксировать в открытом положении ограничителями.
3.7. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2. При прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря-сантехника.
4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании занятий
5.1. Выключить демонстрационные электрические приборы.
5.2. Проветрить и провести влажную уборку кабинета.
5.3. Закрыть окна, фрамуги и выключить свет.
Инструкция по правилам безопасности для учащихся
в кабинете биологии и химии
1. Общие требования безопасности
1.1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в кабинете.
1.2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.
1.3. Не загромождать проходы сумками и портфелями.
1.4. Не включать электроосвещение и средства ТСО.
1.5. Не открывать форточки и фрамуги.
1.6. Не передвигать учебные столы и стулья.
1.7. Не трогать руками электрические розетки.
1.8. Травмоопасность в кабинете:
- при включении электроосвещения
- при включении приборов ТСО
- при переноске оборудования и т.п.
1.9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей.
1.10.Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1. Не открывать ключом дверь кабинета.
2.2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
2.3. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности.
2.4. Не менять рабочее место без разрешения учителя.
3. Требования безопасности во время занятий
3.1. Внимательно слушать объяснения и указания учителя.
3.2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока.
3.3. Не включать самостоятельно приборы ТСО.
3.4. Не переносить оборудование и ТСО .
3.5. Всю учебную работу выполнять после указания учителя.
3.6. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
3.7. При работе с острыми, режущими инструментами на уроках трудового обучения
соблюдать инструкции учителя по технике безопасности.
3.8. Во время учебных экскурсий соблюдать дисциплину и порядок.
3.9. Не отходить от группы без разрешения учителя.
3.10. Соблюдать инструкцию по правилам безопасности при лабораторно - практических работах по природоведению (Окружающий мир).
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию учителя в организованном порядке, без паники.
4.2. В случае травматизма обратитесь к учителю за помощью.
4.3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите учителю.
5. Требования безопасности по окончании занятий
5.1. Приведите своё рабочее место в порядок.
5.2. Не покидайте рабочее место без разрешения учителя.
5.3. О всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите учителю.
5.4. Выходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.
Инструкция № 1
Охрана труда учащихся при выполнении лабораторных и практических работ с использованием микроскопа
Общие положения:
Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с использованием микроскопа. Опасности в работе:
уколы частей тела при небрежном обращении с препаровальными иглами;
порезы рук при небрежном обращении с предметами и покровными стёклами.
Требования безопасности перед началом работы:
Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.
Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.
Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.
Ученик знакомится с устройством микроскопа и в его исправности, с правилами работы с микроскопом.
Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.
Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.
Требования безопасности во время работы:
Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с микроскопом в отношении соблюдения порядка действий.
Ученик соблюдает осторожность при работе с препаровальными иглами, предметными и покровными стёклами.
Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в исправности микроскопа.
Ученик перед работой с микроскопом знакомится с правилами.
Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.
Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы и пинцеты.
Требования безопасности после окончания работы:
По окончании работы ученик собирает предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы, пинцеты, протирает салфеткой и укладывает в предназначенные для этого футляры. Затем сдаёт всё учителю биологии на хранение. Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния, зачехляет его и сдаёт учителю биологии на хранение.
По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.
После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.
Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.
Требования безопасности в аварийных ситуациях:
В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.
Инструкция № 2
Охрана труда учащихся при выполнении практических и лабораторных работ, связанных с гербарным материалом в кабинете биологии
Общие положения:
Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с гербарным материалом.
Опасности в работе:
- аллергические реакции на сухой гербарный материал;
- уколы шипами, колючками гербарных растений при небрежном обращении с ними;
- попадание частичек гербарного материала в глаза и слизистую носоглотки с повреждённых гербариев.
Требования безопасности перед началом работы:
Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы и безопасные приёмы её выполнения.
Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов.
Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.
Ученик проверяет наличие и целостность гербарного материала, применяемого в лабораторной работе.
Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.
Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.
Требования безопасности во время работы:
Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с гербарным материалом.
Ученик заблаговременно сообщает учителю о предрасположенности к аллергии на пыль, на частички сухого гербарного материала.
Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в целостности гербарного материала.
Учитывая хрупкость сухих растений (гербариев) – ученик соблюдает осторожность в работе с ними во избежание засорения глаз и попадания в дыхательные пути частичек гербария.
Не передавать гербарии друг другу. Работать с тем гербарием, который выдал учитель биологии.
Требования безопасности после окончания работы.
По окончании работы ученик сдаёт гербарный материал учителю биологии на хранение.
По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.
После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.
Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.
Требования безопасности в аварийных ситуациях:
В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите их работу, сообщите об этом учителю.
Инструкция № 3
Техника безопасности учащихся при проведении лабораторных занятий, практических работ и демонстрационных опытов в кабинете биологии
Правила по технике безопасности во время лабораторных занятий и демонстрaционных опытов:
- Учащиеся должны приобрести прочный навык брать инструменты только за ручки, не направляйте их заострённые части на себя и соседей (при изготовлении микропрепаратов учащимися 6,8,10 классов; черенковании комнатных растений - 6 классов).
- Категорически запрещается иметь в кабинете биологии электронагревательные приборы с открытой спиралью. При демонстрационных опытах допустимо использование электронагревательных приборов с закрытой спиралью.
- Перед выполнением лабораторных работ, в процессe которых проводится нагревание жидкости в пробирках, учитель обязан сообщить правила нагревания пробирки (держать её необходимо отверстием от себя), необходимо показать как правильно закрепляются пробирки в зажимах штативов. Категорически запрещается придерживание пробирок бумажными полосками.
- Инструктаж надлежит сопровождать показом правильных приемов работы, (проводится при выполнении лабораторных работ действие слюны на крахмал и желудочного сока на белок).
- При выполнении лабораторной работы – сфикированными в формалине материалами его необходимо накануне извлечь и тщательно промыть под струей холодной воды.
- При проведении лабораторной работы - получение вытяжки xлорофила из зелёного листа, необходима проинструктировать учащихся как работать с хрупкой стеклянном посудой: химическими стаканами, пробиркой, предметными стеклами и т.д.
- При демонстрации опытов, связанных с использованием кислот, щелочей и других химических реактивов, не допускать попадания этих веществ на одежду, необходимо проинструктировать школьников как работать с серной кислотой.
- В кабинете биологии запрещается использование инсектицидов для борьбы с насекомыми- вредителями растений. Допускается обработка растений мыльным раствором, раствором мочевины, табачным настоем.
- При использовании технических средств обучения принимаются меры предосторожности, установленные в общем порядке для всех учебных предметов.
- Для оказания первой помощи при травмах в кабинете биологии обязательно надо иметь аптечку, в которой должны находиться: бинт, вата, йод, растворы соды, перманганата калия, нашатырный спирт, зелёнка.
Инструкция № 4
Охрана труда учащихся при выполнении лабораторных работ с влажными препаратами в кабинете биологии
Общие положения.
Данная инструкция предназначена для учащихся в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с влажными препаратами.
Опасности в работе:
- отравление вредными испарениями при небрежном обращении с влажными препаратами и их разгерметизации при этом;
- порезы рук при небрежном обращении со стеклянной поверхностью влажных препаратов.
Требования безопасности перед началом работы:
Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.
Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.
Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.
Ученик проверяет наличие и целостность влажных препаратов, применяемых в лабораторной работе.
Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.
Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.
Требования безопасности во время работы:
Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с влажными препаратами.
Ученик соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами, без надобности не переставляет с места на место, не передаёт друг другу и не берёт влажные препараты с других столов.
Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в герметичности влажных препаратов.
Ученик перед работой с влажными препаратами знакомится с правилами.
Учащийся соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами во избежание повреждения, так как можно порезаться осколками стекла или отравиться вредными испарениями формалинового раствора, в котором находится изучаемый объект.
Требования безопасности после окончания работы:
По окончании работы ученик сдаёт влажные препараты учителю биологии на хранение.
По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.
После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.
Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.
Требования безопасности в аварийных ситуациях:
В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.
В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к учителю.
При возникновении аварийной ситуации:
- сообщить администрации, директору;
- сообщить пожарной охране;
- принять меры по эвакуации учащихся из помещения;
- отключить электросеть.
Требования по оказанию первой помощи.
Если произошло повреждение влажного препарата, и при этом произошла утечка вредных испарений и раствора, необходимо, во избежание отравлений и аллергических реакций, вывести учащихся из кабинета, нейтрализовать раствор, убрать его остатки и проветрить кабинет.
Если при этом наблюдается наличие порезов осколками стекла, необходимо смазать края раны йодом и наложить стерильную повязку, при необходимости отправить учащегося в медицинский пункт.
ИНСТРУКЦИЯ №5
по охране труда для учителя химии
I. Общие требования безопасности
1. К работе допускаются лица, достигшие 18 лет, обоего пола, имеющие соответствующее педагогическое образование и прошедшие медицинский осмотр.
2. Учитель должен :
- знать должностные обязанности и инструкции по ОТ
- пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте
- руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка
- режим его труда и отдыха определяется графиком работы учителя
- относится к электротехнологическому персоналу и имеет 2-ю квалификационную группу допуска
3. Травмоопасность в кабинете :
- при использовании различных кислот
- при использовании стеклянной лабораторной посудой
- при пользовании спиртовкой
- при работе с химическими реактивами
- при работе с различными растворами
4. Не хранить в учебном кабинете химические вещества и реактивы
5. Не допускать проведения в кабинете занятий по другим предметам.
6. При проведении лабораторных работ использовать исправный вытяжной шкаф
7. В кабинете должны быть первичные средства пожаротушения и аптечка, для оказания в случае травматизма первой помощи пострадавшим
8. О случаях травматизма сообщать администрации школы.
9. Соблюдать личную гигиену и технику безопасности - работать в спецодежде (халат, очки, перчатки)
10. Нести административную, материальную и уголовную ответственность за нарушение требований инструкций по ОТ.
II. Требования безопасности перед началом работы
- Проверить готовность рабочих мест к учебным занятиям
- Проверить наличие необходимого оборудования ,химреактивов при проведении лабораторно-практических работ
- Проверить исправность электроосвещения, вытяжного шкафа
- Проветрить кабинет
- Не допускать нахождение учащихся в кабинете без учителя
- Следить за чистотой и порядком в кабинете
III. Требования безопасности во время работы
- Разработать памятки-инструкции для учащихся при проведении лабораторно-практических работ
- Соблюдать личную безопасность труда
- Выдать учащимся рабочую одежду (халаты )
- Следить за соблюдением рабочего порядка на местах
- Провести инструктаж с учащимися при выполнении учебной работы
- Контролировать правильное выполнение инструкций-памяток
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
- В случае возникновения аварийной ситуации ,угрожающей жизни и здоровью учащихся, принять меры к их срочной эвакуации
- Сообщить о случившемся администрации и приступить к её ликвидации
- В случае травматизма оказать первую помощь пострадавшим
- При внезапном заболевании учащегося вызвать медработника
V. Требования безопасности по окончании работы
- После окончания учебных занятий, все химреактивы, оборудование, химпосуду, соблюдая осторожность, убрать в лаборантскую
- Отключить вытяжной шкаф
- Привести в порядок рабочее место
- Снять рабочую одежду ,перчатки и очки
- Вымыть руки мыльным раствором
- Выключить электроосвещение и закрыть кабинет на ключ
- В случае проявления каких-либо недостатков, обнаруженных во время занятий, известить об этом администрацию школы.
ИНСТРУКТАЖ
на рабочем месте по охране труда для учащихся
в кабинете химии (первичный, повторный)
Работа в химической лаборатории связана с некоторой опасностью, поскольку многие вещества ядовиты и взрывоопасны. Большинство несчастных случаев являются следствием небрежности и невнимательности работающих. Существуют общие правила, выполнение которых обязательно для каждого работающего, независимо от того, какой эксперимент он выполняет.
1. Работать одному в лаборатории категорически запрещается, т.к. при возникновении несчастного случая будет некому оказать помощь пострадавшему.
2. Во время работы необходимо соблюдать чистоту, тишину, порядок и правила охраны труда, т. к. поспешность, неряшливость часто приводят к несчастным случаям.
3. Каждый работающий должен знать, где в кабинете находятся средства пожарной защиты и аптечка, уметь ими пользоваться.
4. Категорически запрещается в лаборатории принимать пищу, пить воду, курить, пробовать вещества на вкус.
5. Нельзя приступать к работе, пока не усвоена техника безопасного ее выполнения.
6. Сосуды с реактивами после употребления необходимо закрывать пробками и ставить на соответствующие места.
7. Опыты следует проводить только в чистой лабораторной посуде.
8. Нюхать вещества можно лишь осторожно, направляя на себя пары или газы легким движением руки, не наклоняясь к сосуды и не вдыхая полной грудью.
9. При проведении работы можно пользоваться только теми склянками, банками и т. п., на которых имеются четкие надписи на этикетках.
10. Склянки с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой – поддерживать снизу за дно.
11. Нельзя, пользуясь пипеткой, затягивать ртом органические вещества и их растворы.
12. Во время нагревания веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Также, нельзя заглядывать в нагреваемые сосуды во избежание возможного поражения при выбросе горячей массы.
13. После окончания работы все отходы нужно сливать в сосуды для отработанных жидкостей.
14. Необходимо знать месторасположение и уметь пользоваться средствами противопожарной защиты: песком, совком, огнетушителем.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
К УЧЕБНЫМ КАБИНЕТАМ
I. Общие требования
- Соответствия кабинета требованиям ВСН 50-86 (Ведомственные строительные нормы).
- Наличие инструкции по охране труда и технике безопасности (обшей для кабинета, утвержденной приказом директора школы по разрешению профсоюзного комитета).
- Соблюдение требований пожарной безопасности.
- Соответствие освещенности требованиям санитарных норм.
- Наличие аптечки.
II. Требования по технике безопасности и охране труда к кабинету начальных классов
- Соответствие кабинета начальных классов требованиям ВСН 50-86, правилам противопожарной безопасности, электробезопасности.
- Соответствие освещения требованиям санитарных норм (150 лк при лампах накаливания, 300 лк при люминесцентных лампах).
- Соблюдение температурно-влажностного режима.
- Требования безопасности к оборудованию.
- Оборудование рабочих мест.
- исправность ручного инструмента (отсутствие заусенец), выбоина трещин на ручках, наличие металлических стяжных колец на кольцах ножниц)
- Соблюдение норм переноски тяжестей (недопустимо привлечение к работам по переноске тяжестей учащихся моложе 15 лет).
- Наличие инструкции по охране труда.
III.Санитарно-гигиенические правила работы в кабинете
- Каждый учащийся обеспечен рабочим местом за партой в соответствии с его ростом.
- Расстояние между рядами парт - 80 см.
- Расстояние между рядом парт и наружной продольной стеной 100 см.
- Расстояние между рядом парт и внутренней продольной стеной 100 см.
- Расстояние от последних парт до стены , противоположной классной доске 85 см
- Расстояние от первой парты до учебной доски 270 см.
- Наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски не превышать 500 см.
- Рассаживание учащихся производится с учетом их состояния здоровья.
- Учитель постоянно следит за правильностью посадки учащихся за рабочим столом.
- В целях профилактики нарушения осанки и развития косоглазия не менее двух раз в год менять учащихся в первом и третьем рядах.
- Рабочее место учителя находится перед первым рядом (у окна), чтобы не загораживать учащимся часть доски.
- В кабинете должен соблюдаться температурный режим (16 – 18 ◦ при относительной влажности 40 – 60%, температурные перепады в пределах 2-3 ◦)
- Кабинет проветривается каждую перемену в отсутствии детей.
- В осенний и весенний период проводить не менее двух чисток внутренних и наружных стекол. Внутренние стекла моются 1 раз в месяц. Два раза за учебный год проводить мойку плафонов.
- В целях профилактики нарушения зрения 2-3 раза за урок обращать внимание детей на предметы, находящиеся за окном, вдали, чтобы дать глазам отдых