ПАСПОРТ
Кабинета педагога - психолога
Пояснительная записка
Кабинет педагога-психолога предназначен для квалифицированной консультативно - методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам по вопросам обучения.
Основная задача: обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей в образовательном учреждении.
Основной принцип работы: индивидуальный подход к детям.
Назначение кабинета
Кабинет педагога - психолога предназначен для квалифицированной консультативно - методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам различных учебно-воспитательных учреждений по вопросам развития, обучения, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.
Особое внимание уделяется детям с особенности в развитии, имеющим неярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи и эмоционально-волевой сфере.
Цель кабинета: Решать практические вопросы психологического сопровождения всех участников воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении.
Основная задача: обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей в семье и образовательном учреждении.
Основной принцип работы: индивидуальный подход к детям.
Основные направления работы психологического кабинета в МБОУ
« Курагинская СОШ №7 »
1. Психологическое просвещение
2. Психологическая профилактика
3. Психологическая диагностика
4. Психологическая коррекция
5. Консультативная деятельность
6. Развивающая работа
Психологическое просвещение - формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников школы потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
Психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся школы при адаптации на разных возрастных этапах, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей;
Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная) - психолого-педагогическое изучение обучающихся, родителей, педагогов школы на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности социального педагога, педагогов и других специалистов;
Консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Развивающая работа– активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам, оказание помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.
Документация педагога-психолога:
1. Годовой перспективный план работы педагога психолога.
2. Журнал учета проведенной работы
3. График работы
4. Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.
5. Аналитический отчет о проведенной работе за год.
Диагностический материал
Перечень диагностических методик, применяемых в практической работе
Основная направленность методики (теста) |
Название методики |
Младший школьный возраст |
|
Методический комплекс диагностики уровня сформированности УУД у обучающихся в начальной школе |
1 класс -Методика Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе»; - Схема экспертной оценки адаптации ребёнка к школе (для учителей и родителей) О.Л.Соколова, О.В.Сорокина, В.И.Чиркова; -Психолого-педагогическая оценка готовности Семаго
|
2 класс
|
|
3 класс
Коммуникативные УУД: Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007), Социометрия. |
|
4 класс
|
|
Сформированности психологических особенностей. |
|
Диагностика интеллектуальных способностей |
Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене). |
Диагностика школьной тревожности |
Рисуночные методики по диагностике эмоционально-аффективной сферы: «Нарисуй человека», «Кинетический рисунок семьи», «Дом-дерево-человек» (Ф..Гудинаф−Д.Харрис, А.Керн – Я.Йерасек, Р.Бернс, С.Кауфман) |
Диагностика школьной мотивации |
|
Подростковый и старший школьный возраст |
|
Диагностика уровня развития познавательных процессов |
|
Диагностика личностных особенностей |
|
Диагностика межличностных отношений в коллективе и семье |
|
Критические ситуации |
Диагностическая анкета о критических ситуациях подростков (по В.В. Овчаровой |
Диагностика интеллектуальных способностей |
Методика «Интеллектуальная лабильность». |
Диагностика личностных особенностей и межличностных отношений |
Цветовой тест отношений (ЦТО). |
Профессиональная ориентация |
Самооценка уверенности в себе. |
Педагогический коллектив |
|
Особенности личности и оценка профессиональной направленности |
|
Родители |
|
методика диагностики личности с помощью психогеометрического теста С. Делингера (адаптация А.А. Алексеевой и Л.А. Громовой);
|
Методическая литература:
Айзенк Г.Й. Как измерить свой интеллект. Коэффициент JQ/ Пер. с англ. Н. Кириленко. – СПб.: 2005. – 224с.
Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 160с.
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
ВенгерА.Л. ЦуерманГ.А. Психологичеккое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС., 2001.-160 с.
Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощ. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Союз», - 2002, - 160с.
Бретт Д. Жила была девочка похожая на тебя. Библиотека психологии и психотерапии.
Диагностика эмоционально-нравственного развития/ Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 17с.
Дилтс Р. Фокусы языка. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.
Зинкевич-Евсигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии – 2-е изд.перераб. и доп. СПб.: Речь, 2013. – 320с.
Курс практической психологии /Автор-сост Р.Р.Кашапов.- Ижевск.: Изд-во Удм.ун-та, 1999.-448с.
Мочалова Н.М. Одаренность и её развитие/ ред. Королева Л.Ю.
Мочалова Н.М. Блестящая память это реально. Учебно-методическое пособие. Уфа, 2001, 65с.
Мочалова Н.М. Задачи на развитие комбинаторного мышления. Сборник №1. Учебно-методическое пособие. Уфа, 2001, 66с.
Мочалова Н.М., Ермилова Развитие внимания. Учебно-методическое пособие. Уфа, 2001, 54с.
Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Эль-Фа Серия «Библиотека психолого-педагогической литературы»
Пиз А. Язык телодвижений. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 272 с.
Самоукина Н Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997.-192с.
Сирдюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2002 – 128с.
Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психолический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 160с.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Ред.-сост. Д.Я.Райгородский
Практическая психология в тестах – М.: АРС-ПРЕСС, 1998 с. 376
Проективная методика для диагностики школьной тревожности. Учебно –методическое пособие /Сост. И.Б. Дерманова.- СПб.: Издательство «Речь, 2002. – 52с.»
Психологическая помощь подростку в кризисных: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги /авт.-сост. М.Ю.Михайлина, М.А.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 207 с.
Романова Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, 2002. – 416 с.
Рудестам К. Групповая психотерапия – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 384с. (серия «Мастера психологии»)
Узорова О. Нефедова Е. 1000 упражнения для подготовки к школе.
ШевандринН.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,1999.-512с.:ил.
Шарохина в.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: Национальный книжный центр, 2012 – 48с.
Школьный тест умственного развития: Учебно-методическое пособие/ Сост. Ж.А. Балакшина, Т.В. Прохоренко . – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 32с.
Халикова Л.Р. Психологическое обеспечение федеральных государственных образовательных стандартов: начальная школа: учебно методическое пособие. – Уф: ИРО РБ, 2012. – 116с.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7 - 8 классы) Автор: Хухлаева О.В. Издательство: Генезис Год: 2007 Страниц: 167 с.
Материально-техническое оснащение и организация пространства кабинета
Реализация комплекса коррекционных, консультативных мероприятий предполагает проведение занятий в специально оборудованном помещении психологического кабинета. Кабинет площадью 43,9 м² .
Оборудование кабинета:
Стол, стулья, шкаф для пособий и документации. 4 парты, 8 стульев. Диван, кресло.
Технические средства:
- Ноутбук;
- Принтер
Организация пространства кабинета.
Учитывая специфику задач, кабинет психолога территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.
Зона диагностики: рабочий стол, картотека с данными о детях, учителях, родителях как клиентах кабинета: закрытая картотека, содержащая данные и результаты обследований (недоступная посторонним).
Консультативная зона: мягкое кресло, неяркое освещением создают обстановку уюта, защищенности, располагают к расслаблению, успокоению, способствуют открытому, доверительному общению в условиях индивидуального, группового консультирования.
Рабочая зона педагога-психолога: рабочий стол, документация педагога-психолога, папки педагога-психолога, ноутбук.
ГРАФИК РАБОТЫ
Педагога-психолога
Дни недели |
Часы работы |
Содержание работы |
Понедельник |
8.00-9.00 9.00-10.40 10.45-13.05 |
Консультативная работа с родителями, педагогами Подготовка к ПМПК, ППк Коррекционно – развивающие занятия |
Вторник |
8.00-10.40 10.45-13.30 |
Диагностика по запросу Коррекционно – развивающие занятия |
Среда |
8.00-9.30 9.35 – 10.40 10.45-13.20 |
Психологическое просвещение родителей Организационно-методическая работа Коррекционно-развивающие занятия |
Четверг |
8.00-9.00 9.00-10.40 10.45-13.10 |
Диагностика Подготовка к ПМПК, ППк Коррекционно-развивающие занятия |
Пятница |
8.00- 9.00 9.00-10.40 10.45-13.25 |
Профилактическая работа Методическая работа Коррекционно-развивающие занятия |
Правила пользования кабинетом.
- Кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий.
- Учащиеся должны находиться в кабинете только в присутствии педагога-психолога.
- Кабинет должен проветриваться каждую перемену.
- Педагог-психолог должен организовывать уборку кабинета по окончании занятий в нем.
Инструкция по технике безопасности.
- Сохраняй своё рабочее место в чистоте и порядке
- Во время урока не нарушай рабочей тишины
- В перемену выйди из кабинета, кабинет должен быть проветрен
- Береги электроэнергию
- По окончанию занятий кабинет приводится в порядок дежурными, закрываются окна и двери, проверяется электрооборудование.
- Соблюдай правила пожарной безопасности.
План развития психологического кабинета на 2024-2025 уч. г.
1. Сделать и распространить памятки для родителей и педагогов школы на темы: «Суицид», «Насилие», «Если ребенок ушёл из дома».
2. Оформить стенд, посвященный профилактике ПАВ.
3. Пополнить методическую и коррекционную литературу, пособия, психологические игры, тренинги, упражнения. Оформить зону песочной терапии.
4. Систематически оснащать психологический кабинет психологическими пособиями, литературой, аудио-видео записями.
5. Пополнить кабинет предметными и сюжетными картинками, игрушками, диагностическими таблицами, текстовыми материалами.
Педагог –психолог: Вагнер Л.А.