МБОУ Курагинская СОШ №7
п. Курагино, Красноярский край
  • Лингафонный кабинет

    ПАСПОРТ

     Кабинета педагога - психолога

     Пояснительная записка

            Кабинет педагога-психолога предназначен для квалифицированной консультативно - методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам по вопросам  обучения.

    Основная задача: обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей в образовательном учреждении.

    Основной принцип работы: индивидуальный подход к детям.

    Назначение кабинета

    Кабинет педагога - психолога предназначен для квалифицированной консультативно - методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам различных учебно-воспитательных учреждений по вопросам развития, обучения, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.
     Особое внимание уделяется детям с особенности в развитии, имеющим неярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи и эмоционально-волевой сфере.

    Цель кабинета: Решать практические вопросы психологического сопровождения всех участников воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении.

    Основная задача: обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей в семье и образовательном учреждении.

    Основной принцип работы: индивидуальный подход к детям.

    Основные направления работы психологического кабинета в  МБОУ

    « Курагинская СОШ №7          »

    1. Психологическое просвещение

    2. Психологическая профилактика

    3. Психологическая диагностика

    4. Психологическая коррекция

    5. Консультативная деятельность

    6. Развивающая работа

    Психологическое просвещение - формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников школы потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;  

    Психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся школы при адаптации на разных возрастных этапах, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей;  

    Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная) - психолого-педагогическое изучение обучающихся, родителей, педагогов школы на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.  

    Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности социального педагога,  педагогов и других специалистов;  

    Консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.  

    Развивающая   работа–  активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам, оказание помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.

     Документация педагога-психолога:

    1. Годовой перспективный план работы педагога психолога.

    2. Журнал учета проведенной работы

    3. График работы

    4. Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.

    5. Аналитический отчет о проведенной работе за год.

    Диагностический материал

    Перечень диагностических методик, применяемых в практической работе

    Основная направленность методики (теста)

    Название методики

    Младший школьный возраст

    Методический комплекс диагностики уровня сформированности УУД

    у обучающихся в начальной школе

    1 класс

    -Методика Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе»;

    - Схема экспертной оценки адаптации ребёнка к школе (для учителей и родителей) О.Л.Соколова, О.В.Сорокина, В.И.Чиркова;

    -Психолого-педагогическая оценка готовности Семаго

    • Личностные УУД: «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина, Цвето-рисуночный тест А.О. Прохорова и Г.Г. Генинг.
    • Регулятивные УУД: Графический диктант, «Образец и правило» (А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман).
    • Познавательные УУД: Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова), «Исключение лишнего» (тест А. Отиса – Р. Леннона) .
    • Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
    • Итоговая.
    • Личностные УУД: Тест «Лесенка», Опросник Н. Г.Лускановой "Оценка уровня школьной мотивации», Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи, Анкета Л.М.Ковалевой «Психологический анализ особенностей адаптации
    • первоклассников к школе».
    • Регулятивные УУД: Методика «Кодирование», «Корректурная проба».
    • Познавательные УУД: Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления (по К. Йерасеку), методика «10 слов» (А.Л.Венгер,Г.А. Цукерман).
    • Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

    2 класс

    • Личностные УУД: Опросник мотивации Н.Г. Лукановой, Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже) Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.
    • Регулятивные УУД: Тест «Сложная фигура» (А.Рей), методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия).
    • Познавательные УУД: Методика «Исключение слов», методика «Вербальная фантазия».
    • Коммуникативные УУД: «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992). «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл); Социометрия.

    3 класс

    • Личностные УУД: Анкета Т.И. Юферевой, «Три оценки» (методика А.И.Липкиной, Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже).
    • Регулятивные УУД: Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабельницкая).
    • Познавательные УУД: Методика «Счет»; Методика «Слова» Т.И. Юферевой, Методика "Логические задачи" (А. 3. Зак).

    Коммуникативные УУД: Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007), Социометрия.

    4 класс

    • Личностные УУД: Рефлексивная самооценка учебной деятельности. Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А.Корчагиной и О.А.Карабановой) Методика КТО Я? (модификация методики Куна).
    • Регулятивные УУД: Методика диагностики уровня сформированности действия рефлексии, методика диагностики уровня сформированности внутреннего плана действий (А.З. Зак)
    • Познавательные УУД: Методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене. Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой).
    • Коммуникативные УУД: Задание «Дорога к дому», Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.), Социометрия.

    Сформированности психологических особенностей.

    • Система из трех методик: «Рисунок человека», «Образец и правило», «Графический диктант».

    Диагностика интеллектуальных способностей

    • Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС) Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина;
    • Проверка способности извлекать информацию на слух;
    • Понимание причинно-следственных связей;
    • Исследование словесно-логического мышления учащихся вторых классов;
    • Тест «Сформированность навыка чтения»;

    Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене).

    Диагностика школьной тревожности

    • Прихожан А.М. Проективная методика для диагностики школьной тревожности;

    Рисуночные методики по диагностике эмоционально-аффективной сферы: «Нарисуй человека», «Кинетический рисунок семьи», «Дом-дерево-человек» (Ф..Гудинаф−Д.Харрис, А.Керн – Я.Йерасек, Р.Бернс, С.Кауфман)

    Диагностика школьной мотивации

    • «Методика изучения мотивации учения школьников при переходе из начальной школы в среднюю»М.И.Лукьяновой и Н.В.Калининой
    • Проективные методики «Школа звере», «Я школьник», «Что я люблю в школе».

    Подростковый и старший школьный возраст

    Диагностика уровня развития познавательных процессов

    • ШТУР;
    • Красно-черные таблицы Шульте;
    • Методика “Отыскивания чисел”;
    • Методика пиктограмм (по  А.Р. Лурии);
    • Методика “Простые аналогии” и “Сложные аналогии”, “Сравнение понятий”, “Выделение существенных признаков”, “Числовые ряды” ;
    • Г.Бурдон «Корректурная проба».

    Диагностика личностных  особенностей

    • Тест Филипса;
    • Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн:
    • Тест-опросник на выявление акцентуации  характера К. Леонгард (мод. Шмишека);
    • ПДО Личко;
    • Тест Люшер;
    • Проективная методика  - «Дом Дерево Человек»  Р.Бернс, «Тест несуществующее животное»;
    • Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубавицкая;
    • Басса-Дарки (мод. Сафина) Методика диагностики показателей и форм агрессии;
    • «Кто Я»;
    • «Карта интересов личности».

    Диагностика межличностных отношений в коллективе и семье

    • Методика Лири;
    • Метод социаметрических измерений;
    • Тест “Подростки о родителях” (Вассерман, Горькавая, Ромицина);
    • Р.Бернс «Кинетический рисунок семьи»;
    • Р.Жиль Проективная методика исследования семейного состояния (межличностные взаимоотношения).

    Критические ситуации

    Диагностическая анкета о критических ситуациях подростков (по В.В. Овчаровой

    Диагностика интеллектуальных способностей

    • Тест Амтхауэра;
    • Методика Мюнстерберга;
    • КОТ  Краткий Ориентировочный тест;
    • Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) Р. Кеттел;
    • Матрицы Ровена;

    Методика «Интеллектуальная лабильность».

    Диагностика личностных особенностей и межличностных отношений

    • “Тест Руки” Э. Вагнера;
    • Рисуночная методика “Нарисуем свой характер”;
    • Опросник Айзенка «Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности»,
    • Методика РАТ  (Л. Н. Собчик);
    • Проективная методика - ТНЖ “Счастливое НЖ”, “Злое несуществующее животное”, “Несчастное несуществующее животное”;
    • Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А.Немчинова);
    • Проективная методика - “Рисунок семьи”, “Семья животных”;

    Цветовой тест отношений (ЦТО).

    Профессиональная  ориентация

    • Тест Голланда;
    • Анкета интересов личности;
    • Матрица выбора профессии;
    • Опросник готовности к профессиональному самоопределению;
    • “Перекресток”;
    • ДДО (Е. Климов);
    • Методика изучения статусов профессиональной идентичности (автор А.А. Азбель);
    • Тест «Стратегии и модели преодолевающего поведения (автор Никифиров Г.С.);
    • Методика Н. Холла на определение уровня Эмоционального Интеллекта;
    • Методика «Опросник профессиональной готовности».
    • (Л. Н. Кабардовой);
    • Ценностные ориентации – мечты, желания;

    Самооценка уверенности в себе.

    Педагогический коллектив

    Особенности личности и оценка профессиональной направленности  

    • Методика Юнга;
    • Тест агрессивности (А. Ассингера),;
    • Тест общительности (В.  Ряховский);
    • Методика на выявление способов реагирования в конфликте (К.Н. Томаса);
    • Опросник профессиональной направленности учителя,
    • Тест на выявление тенденций к стилям лекционного общения.
    • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко
    • Определение индекса групповой сплоченности Сишора

      

    Родители

    • Опросник родительского отношения,  

    методика диагностики личности с помощью психогеометрического теста  С. Делингера (адаптация А.А. Алексеевой и Л.А. Громовой);

    • В.В.Ткачева  «Лесенка для родителей»;
    • Методика  Отношение к детям (тест родительского отношения) Авторами методики являются Я.А. Варга, В.В. Столин.).
    • Анкета для родителей

     Методическая литература:

            Айзенк Г.Й. Как измерить свой интеллект. Коэффициент JQ/ Пер. с англ. Н. Кириленко. – СПб.: 2005. – 224с.

            Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 160с.

            Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

            ВенгерА.Л. ЦуерманГ.А. Психологичеккое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС., 2001.-160 с.

            Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощ. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Союз», - 2002, - 160с.

            Бретт Д. Жила была девочка похожая на тебя. Библиотека психологии и психотерапии.

            Диагностика эмоционально-нравственного развития/ Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 17с.

            Дилтс Р. Фокусы языка. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.

            Зинкевич-Евсигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии – 2-е изд.перераб. и доп. СПб.: Речь, 2013. – 320с.

            Курс практической психологии /Автор-сост Р.Р.Кашапов.- Ижевск.: Изд-во Удм.ун-та, 1999.-448с.

            Мочалова Н.М. Одаренность и её развитие/ ред. Королева Л.Ю.

            Мочалова Н.М. Блестящая память это реально. Учебно-методическое пособие. Уфа, 2001, 65с.

            Мочалова Н.М. Задачи на развитие комбинаторного мышления. Сборник №1. Учебно-методическое пособие. Уфа, 2001, 66с.

            Мочалова Н.М., Ермилова Развитие внимания. Учебно-методическое пособие. Уфа, 2001, 54с.

            Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Эль-Фа  Серия «Библиотека психолого-педагогической литературы»

            Пиз А. Язык телодвижений. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 272 с.

            Самоукина Н Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997.-192с.

            Сирдюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2002 – 128с.

            Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психолический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 160с.

            Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Ред.-сост. Д.Я.Райгородский  

            Практическая психология в тестах – М.: АРС-ПРЕСС, 1998 с. 376

            Проективная методика для диагностики школьной тревожности. Учебно –методическое пособие  /Сост. И.Б. Дерманова.- СПб.: Издательство «Речь, 2002. – 52с.»

            Психологическая помощь подростку в кризисных: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги /авт.-сост. М.Ю.Михайлина, М.А.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 207 с.

            Романова  Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, 2002. – 416 с.

            Рудестам К. Групповая психотерапия – СПб.: Издательство  «Питер», 2000. – 384с. (серия «Мастера психологии»)

            Узорова О. Нефедова Е. 1000 упражнения для подготовки к школе.

            ШевандринН.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,1999.-512с.:ил.

            Шарохина в.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: Национальный книжный центр, 2012 – 48с.

            Школьный тест умственного развития: Учебно-методическое пособие/ Сост. Ж.А. Балакшина, Т.В. Прохоренко . – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 32с.

            Халикова Л.Р. Психологическое обеспечение федеральных государственных образовательных стандартов: начальная школа: учебно методическое пособие. – Уф: ИРО РБ, 2012. – 116с.

            Хухлаева О.В.  Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7 - 8 классы) Автор: Хухлаева О.В. Издательство: Генезис Год: 2007 Страниц: 167 с.

    Материально-техническое оснащение и организация пространства кабинета

            Реализация комплекса коррекционных, консультативных мероприятий предполагает проведение занятий в специально оборудованном помещении психологического кабинета. Кабинет площадью 43,9 м² .

    Оборудование кабинета:

            Стол, стулья, шкаф для пособий и документации. 4 парты, 8 стульев. Диван, кресло.

    Технические средства:

    • Ноутбук;
    • Принтер     

     Организация пространства кабинета.

            Учитывая специфику задач, кабинет психолога территориально включает  несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

            Зона диагностики:  рабочий стол, картотека с данными о детях, учителях, родителях как клиентах кабинета: закрытая картотека, содержащая данные и результаты обследований (недоступная посторонним).

            Консультативная зона: мягкое кресло, неяркое освещением создают обстановку уюта, защищенности, располагают к расслаблению, успокоению, способствуют открытому, доверительному общению в условиях индивидуального, группового консультирования.

            Рабочая зона педагога-психолога: рабочий стол, документация педагога-психолога, папки педагога-психолога, ноутбук.

    ГРАФИК РАБОТЫ

    Педагога-психолога

    Дни недели

    Часы работы

    Содержание работы

    Понедельник

    8.00-9.00

    9.00-10.40

    10.45-13.05

    Консультативная работа с родителями, педагогами

    Подготовка к ПМПК, ППк

    Коррекционно – развивающие занятия

    Вторник

    8.00-10.40

    10.45-13.30

    Диагностика по запросу

    Коррекционно – развивающие занятия

    Среда

    8.00-9.30

    9.35 – 10.40

    10.45-13.20

    Психологическое просвещение родителей

    Организационно-методическая работа

    Коррекционно-развивающие занятия

    Четверг

    8.00-9.00

    9.00-10.40

    10.45-13.10

    Диагностика

    Подготовка к ПМПК, ППк

    Коррекционно-развивающие занятия

    Пятница

    8.00-  9.00      9.00-10.40

    10.45-13.25

    Профилактическая работа

    Методическая работа

    Коррекционно-развивающие занятия

    Правила пользования  кабинетом.

     - Кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий.

     -  Учащиеся должны находиться в кабинете только в присутствии педагога-психолога.
     -  Кабинет должен проветриваться каждую перемену.
     -  Педагог-психолог  должен организовывать уборку кабинета по окончании занятий в нем.

    Инструкция по технике безопасности.

    -  Сохраняй своё рабочее место в чистоте и порядке

    -  Во время урока не нарушай рабочей тишины

    -  В перемену выйди из кабинета, кабинет должен быть проветрен

    -  Береги электроэнергию

    -  По окончанию занятий кабинет приводится в порядок дежурными, закрываются окна и двери, проверяется электрооборудование.

    -  Соблюдай правила пожарной безопасности.

    План развития психологического кабинета на 2024-2025 уч. г.

    1. Сделать и распространить памятки для родителей и педагогов школы на темы: «Суицид», «Насилие», «Если ребенок ушёл из дома».

    2. Оформить стенд, посвященный профилактике ПАВ.

    3. Пополнить методическую и коррекционную литературу, пособия, психологические игры, тренинги, упражнения.  Оформить зону песочной терапии.

    4. Систематически оснащать психологический кабинет психологическими пособиями, литературой, аудио-видео записями.

    5. Пополнить кабинет предметными и сюжетными картинками, игрушками, диагностическими таблицами, текстовыми материалами.

    Педагог –психолог: Вагнер Л.А.

    Характеристики кабинета

    Площадь кабинета
    Укажите площадь кабинета
    Площадь лаборантской комнаты
    Укажите площадь
    Посадочных мест
    Укажите количество посадочных мест

    Оборудование

    Оборудование кабинета 1
    Укажите количество
    Оборудование кабинета 2
    Укажите количество
    Оборудование кабинета 3
    Укажите количество

    Фотографии

    Учителя

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie